О написании инициалов и фамилий

Попытаемся узнать порядок написания инициалов и фамилий – нужны ли между ними пробелы и что за чем следует. Строгих грамматических правил, относящихся к этому вопросу, откровенно говоря, нет. Существуют лишь рекомендации, на них-то мы и остановимся.

Поскольку очевидно, что имя у человека появилось гораздо раньше, чем фамилия, постольку не должно вызывать удивления то, что аббревиатура имени предшествует фамилии, например Л. Н. Толстой, а не Толстой Л. Н. Есть, правда, небольшая оговорка. По ГОСТу 6.30-2003 («Требования к оформлению документов») на почтовых отправлениях в первую очередь указывается фамилия, а уже за ней инициалы. Но в этом случае исходят, разумеется, из практических соображений: для удобства сортировки почты.


Уточнение:

  • Когда документ адресуется должностному лицу, инициалы указывают перед фамилией, однако в первую очередь указывается должность. Когда документ адресуется физическому лицу, указывают фамилию и инициалы получателя.
  • Инверсия фамилии и инициалов используется, например, в указателях изданий для упрощения поиска лиц.

О пробелах. После точки пробел ставится всегда, но (!) в типографии существует такое понятие, как неразрывный пробел, то есть такой, после которого не может начаться новая строка. Именно такие пробелы и должны стоять между инициалами и фамилией, составляющими монолит. Это продиктовано удобством восприятия текста и элементарной эстетикой письма. При необходимости можно перенести на следующую строку лишь часть фамилии, в соответствии с правилами переноса, которым аббревиатуры вообще и инициалы в частности неподвластны.

Пункт 3.7 ГОСТ 7.12 гласит: "точки применяются в сокращениях в соответствии с правилами грамматики русского языка", а они, в свою очередь, требуют обязательной постановки пробела перед следующим словом.

В ГОСТе Р 6.30-2003 приводится следующий пример порядка написания инициалов и фамилий:

Генеральному директору

ОАО "Северные регионы"

В.А. Лагунину

Как видим, пробела между инициалами нет. Такую "практику" в оформлении документов используют многие, однако это не означает, что к ней надо присматриваться/прислушиваться. Поэтому, если вам надо строго по правилам – ставить пробелы, безусловно, если хотите, как большинство - можете не ставить.

Авторизация